Потребительские настроения населения в январе 2015 года - Сайт научно-технического центра "Перспектива"

Департамент социологии Финансового университета при Правительстве РФ провел исследование, посвященное потребительским настроениям населения в крупных и средних городах России в январе 2015 года. Исследование базировалось на данных, полученных в ходе социологических опросов населения, а также на сведениях из открытых источников по состоянию отдельных рынков. 

 Для обработки данных использовалась специально разработанная методика оценки потребительской активности на основании косвенных индикаторов. Базой для сравнения послужило аналогичное исследование, проведенное Департаментом социологии в ноябре прошлого года. Исследование охватило 36 российских городов с населением более 500 тыс. человек. К ним также добавлен Грозный – это сделано для более точного понимания потребительских настроений в Северо-Кавказском федеральном округе. Исследование показало, что неприятности в российской экономике сильнее всего ударили по Москве, Иркутску и Набережным Челнам – по сравнению с ноябрьскими показателями здесь в наибольшей степени сократилось число людей, намеренных делать покупки средней и высокой стоимости в ближайшие месяц-два.

В то же время, в целом по стране потребительская активность по сравнению с ноябрем упала незначительно – всего на 3% (если взять за точку отсчета январь прошлого года, ее падение составит 6%). В большинстве крупных и средних городов ее снижение либо невелико, либо имеется некоторый рост этого показателя. Наибольший прирост числа тех, кто готов тратить деньги на предметы потребления, был отмечен в Махачкале, Грозном и Омске. Если брать отдельные рыночные сегменты, более всего пострадал рынок недвижимости.

По сравнению с ноябрем общий интерес россиян к квартирам снизился на 18%, лидерами по падению потенциального спроса стали Москва и Санкт-Петербург. С другой стороны, в Грозном, Хабаровске, Владивостоке, Томске потенциальный спрос на квартиры остался практически на прежнем уровне, а в Махачкале он заметно вырос.

Потенциальный спрос на индивидуальные жилые дома по стране в целом также сократился, хотя и менее значительно – на 7%. Лидером по падению интереса населения к этой недвижимости стали Набережные Челны и Москва. С другой стороны, в Махачкале, Новосибирске, Омске, Хабаровске, Кемерово, спрос, наоборот, заметно увеличился по сравнению с осенними показателями. Как и в сегменте недвижимости, потенциальный спрос на автомобили изменился неравномерно. В целом по стране интерес к покупке машин упал на 2%, лидерами по сокращению потребительского интереса стали Набережные Челны, Рязань и Москва. С другой стороны, в Новокузнецке, Махачкале, Грозном и Тюмени потенциальный спрос на автомобили в январе заметно увеличился. Практически повсеместно в стране увеличился интерес к приобретению крупной бытовой техники – потенциальный спрос на нее вырос на 59% по отношению к осеннему уровню. Вполне возможно, он был вызван желанием потратить рублевые накопления на фоне страха потери сбережений из-за дальнейшей девальвации рубля. Свою роль сыграли и скидочные предложения, сделанные потребителям крупными торговыми сетями за последние недели.

По причине того же страха дальнейшей девальвации среди граждан более чем в полтора раза по сравнению с ноябрьским уровнем вырос интерес к приобретению валюты. На 5% по стране в целом снизился интерес к получению банковского кредита. Наибольшее падение спроса в январе отмечено в Иркутске, Самаре, Москве и Набережных Челнах. В Пензе, Ульяновске, Рязани, наоборот, наблюдается заметный всплеск интереса к получению кредита. Не исключено, что в этих городах, не отличающихся высоким уровнем благосостояния, они нужны в первую очередь для того чтобы погасить ранее взятые займы.

 Если говорить о будущем российской экономики в целом, то его не стоит называть «сумрачным». Мы не ожидаем серьезного провала ВВП в 1 квартале, к середине года у нас появятся основания для некоторого роста производства. В январе мы увидели заметное сокращение доли россиян, удовлетворенных жизнью и уверенных в завтрашнем дне предприятия, где они работают. С другой стороны, в стране заметно сократилось число людей, занятых поиском работы (более чем на 40%). Возможно, это связано с новой государственной политикой ограничения притока мигрантов в Россию, которая привела к освобождению большого числа рабочих мест. 

Автор: Администратор

09 февраля 2015

Категория: Маркетинг

Оставьте свой комментарий

Защитный код
Обновить

© 2014 Научно-технический центр ПЕРСПЕКТИВА